Понедельник, 29.04.2024, 08:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории разделов
Песни о школе
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 107
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История, Право, Обществознание!

Каталог статей


Одарённый ребенок: радость или «горе» учителя?
Головина О.И.,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 4 г.Алексеевка Белгородской области
 
 
   В детстве каждый ребёнок обладает неисчерпаемыми возможностями для всестороннего и интенсивного развития. Он с лёгкостью постигает язык окружающего мира, свободно впитывает в себя колоссальную информацию. Мы давно перестали удивляться, читая о том, что грудных детей учат плавать, что ребёнок различает буквы до того, как научится говорить, что дошкольники успешно овладевают основами алгебры и геометрии, знают периодическую систему Менделеева, а младшие школьники с упоением пересказывают факты из истории не только своей страны, но и зарубежных государств. Неудивительными стали сообщения и о том, что тот или иной ученик десятого, одиннадцатого, а то и девятого класса успешно осваивает университетский курс по той или иной специальности. Возможности индивидуального и возрастного развития детей поистине поразительны. И эти природные безграничные возможности ребёнка – важнейшее основание для активного развития его индивидуальности.
    Проблема индивидуального подхода в воспитании историей и в обучении истории приобретает в настоящее время особую значимость в связи с тем, что роль субъективного фактора в общественном развитии возрастает. От человека, его общественной направленности, гражданской ответственности, чувства долга, творческого отношения к труду зависит его вклад в развитие семьи, страны и общества в целом.
    Каждый человек индивидуально усваивает духовные ценности нашего общества, вбирая в себя то, что соответствует его потребностям, возможностям, и особенностям. Вместе с тем и вклад личности в общественную систему материальных и духовных ценностей тоже индивидуален.
С.Л.Рубинштейн писал, что «…человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств, личностных качеств, дарований, способностей». Детей, наделённых именно такими неповторимыми способностями, и называют одарёнными.
   Проблема одарённости наряду с проблемой индивидуального подхода в воспитании и обучении одарённых детей до сих пор остаётся предметом разногласий в учительской среде. Одни педагоги считают счастьем работу с одарёнными детьми, другие же не знают, что с такими учениками делать, какой «каверзный» вопрос от них ожидать на уроке и как на него ответить. Поэтому для одного учителя одарённый ребенок – это радость, а для другого – «горе».
    Тридцатилетняя педагогическая практика автора статьи свидетельствует о том, что каждый ребёнок уникален по-своему, а каждый одарённый ребенок уникален вдвойне. Он не просто обладает уникальными умственными способностями, но и представляет собой неординарную личность, а, следовательно, требует к себе повышенного внимания со стороны учителя. На первый взгляд, работать в классах, где учатся одарённые дети, легко и просто, потому что они сами до всего дойдут, всё поймут, всё самостоятельно выучат, напишут на «пятерку» любую контрольную работу, и тем самым будут способствовать высокому результату деятельности учителя. На самом же деле всё не так просто. Встреча с одарёнными детьми требует от учителя большей подготовленности к уроку, больших знаний, умений, более высокой эрудиции, высокого уровня интеллекта, наконец, более значительной самоотдачи и больших физических сил. Ведь одарённый ребенок не удовлетворится простым пересказыванием учителем исторического или обществоведческого материала по учебнику. Он обязательно поинтересуется тем, о чём не написано в параграфе. Его волнуют причинно-следственные связи между теми или иными историческими событиями, судьба личностей, мельчайшие яркие эпизоды из жизни героев истории. Одарённый ребенок обязательно спросит, какой дополнительный материал можно почитать по уроку и где его найти. Наконец, он задаст тот «каверзный» вопрос, который у него вызвал особый интерес. И ко всему этому уважающий себя учитель должен быть готов ежедневно. Он не должен оставлять без внимания или ответа ни один такой вопрос, чтобы не «упасть» в глазах своих учеников, не потерять авторитет; наоборот, должен поддерживать и подогревать их интерес к изучаемому предмету, должен любыми методами и средствами вовлекать одарённых учеников в познавательную деятельность. Только в таком случае придёт обоюдный успех.
   За свою длительную педагогическую деятельность автору посчастливилось работать со многими одарёнными детьми. Она учила их, они учили её: дисциплинировали, толкали к поиску новых средств и приёмов в преподавании истории и обществознания, совершенствованию педагогического мастерства, заставляли неординарно мыслить, много читать, решать, готовиться к предметным олимпиадам, различного рода конкурсам. Вот имена лишь некоторых из моих одарённых учеников: Ляшенко Евгений – теперешний финансовый директор известного на всю страну АО «АМЭК- ЭФКО»; Коцарев Виталий - полковник Российской армии, участник боевых операций в Югославии и Чечне, в настоящее время служит в войсках МЧС; Аверина Вероника – неоднократный победитель городских олимпиад по экономике, теперешний преподаватель Воронежского государственного университета; Бояркин Денис – неоднократный победитель и призёр городских олимпиад по истории, областной экономической игры, победитель областного конкурса творческих работ по истории, посвящённых шестидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне, участник международной конференции стран СНГ, нынешний студент ВГУ, Потанинский стипендиат 2007 года; Соколов Игорь – член команды-призёра Всероссийского интернет-конкурса «Дорогами истории» 2005 года; Буханцева Оксана и Мельченко Виталий – победители городских олимпиад по экономике, истории и праву, а также многие другие ученики – члены команды-призёра областных экономических игр 2000-05 годов, победители и призёры предметных олимпиад по истории, обществознанию, праву, в том числе избирательному, по экономике, по основам предпринимательства и защите прав потребителя, олимпиад по краеведению, победители и призёры многих творческих конкурсов.
   Среди сегодняшних одарённых учеников автора самыми яркими личностями, пожалуй, являются: Рыбенко Иван – победитель городских олимпиад по истории, обществознанию, праву, избирательному праву и экономике 2007-09 годов, двукратный призёр областных олимпиад по истории 2007-08 годов, по экономике 2009 года, участник Всероссийских олимпиад по истории и экономике 2008, 2009 годов, призёр Всероссийского турнира «Ломоносов-2009» по истории; Дубина Виктория – победитель городских олимпиад по обществознанию и праву 2008, 2009 годов, призёр областной олимпиады по праву 2009 года; Аверина Евгения – победитель городских олимпиад по истории, обществознанию и праву 2009 года.
   Думается, что таких успехов эти одарённые дети достигли благодаря не только своим неординарным способностям, своему таланту, прилежанию, но и благодаря труду учителя-наставника.
   Будучи опытным учителем, автор уверена, что учебно-воспитательный процесс должен всегда быть направлен на конкретного ребёнка и будет эффективен тогда, когда активизирует его силы и способности в обучении и воспитании. Поэтому я ставлю перед собой конкретную задачу: научить каждого ребёнка учиться и трудиться, включить его в продуктивную деятельность по самовоспитанию и самообразованию. Добиться поставленной цели мне помогает индивидуальный подход в обучении истории и обществознанию.
   По мнению автора, индивидуальный подход предполагает такую систему педагогической деятельности, которая включает в себя, прежде всего, точную педагогическую диагностику индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, реальную оценку возможностей и способностей, определение перспектив его развития и затем конкретных целей и задач воспитания. Индивидуальная работа должна оптимально способствовать общему развитию ребёнка и одновременно раскрытию его своеобразия. Поэтому я стремлюсь выявить в своих учениках, в том числе и одарённых, общее и особенное. И только на этой основе конкретизирую свое педагогическое влияние, корректирую развитие способностей каждого из одарённых детей. В этом мне помогают составленные мною планы индивидуальной работы с каждым из одарённых учащихся, индивидуальные занятия в системе «репетитор» или за счёт часов внеаудиторной занятости, вовлечение одарённых детей в предметные факультативы и кружки, использование на учебных занятиях индивидуальных творческих домашних заданий, индивидуальных карточек-заданий, стимулирование одарённых детей к участию в предметных олимпиадах и творческих конкурсах.
   Кроме того, индивидуальная работа с одарёнными детьми - это не только личные контакты автора с учеником, это его взаимодействие со всеми людьми, влияющими на духовный мир воспитуемого, прежде всего, родителями, это создание вместе с ними социальных и педагогических условий для самообразования и самовоспитания ребёнка.
   В заключение хотелось бы отметить, что победа в конкурсе лучших учителей Российской Федерации и получение Президентского гранта в 2008 году явилась моей победой как учителя и победой моих одарённых учеников. Поэтому одарённый ребенок, я уверена, – это все-таки радость учителя!
 
 Используемая литература
1. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися – Мн.: Нар. асвета, 1983.
2. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории М.: Просвещение, 1982.
3. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959.
Категория: Мои статьи | Добавил: Головина (27.08.2012)
Просмотров: 860 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]